Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



Волшебные существа

Фэйри
С давних пор наши предки верили, что мир населен разумными существами, следящими за жизнью людей и принимающими в них участье. Язычники верили, что у всего в мире: растений, явлений природы – есть душа. В более поздних сказках подобные одушевленные существа стали принимать все более оригинальные образы и, со временем, превратились в известных нам теперь дриад, наяд и прочих духов природы.
Но не все волшебные существа имеют данное происхождение. Ученые склоняются к мнению, что вера в волшебных существ ведет свою историю из веры в загробную жизнь. Считалось, что некоторые души умерших не могут покинуть землю. Какие-то из них, погибая при особенно страшных обстоятельствах, одержимы желаниям отомстить, и после смерти теряют человеческий рассудок, и единственная их черта – жестокость. Они одержимы ненавистью ко всему живому. Из этого поверья родились герои страшных сказок, желающие герою лишь зла.
Но есть и другие, те, что умерли думая о чем-то светлом, они сумели сохранить разум и память, в сказках, еще и остроумие. Ученые считают, что именно из таких духов появились всем нам известные фейри, эльфы и домовые. Несмотря на сложный характер, подобные существа помогают людям, общаются с ними. Единственное, что отличает их от живых – отсутствие души и, конечно же, бессмертие. Два раза не умирать...

 


Герой пограничник (по В. Проппу)

Согласно теории В. Проппа путешествие героя классической сказки туда-не-знаю-куда, является символом обряда перерождения, путешествия на тот свет и возвращения обратно. А, следовательно, встречаемые героем существа принадлежат либо первому, обычному миру, либо миру мертвых. Пропп утверждает, что к последнему миру относятся все волшебные существа: говорящие звери, драконы и т.д. Чтобы понять, почему следует ознакомиться с теорией происхождения сказочных существ.
Но есть и еще один вид персонажей – герои-пограничники, относящиеся и к одному миру и к другому. Такие персонажи всегда сочетают черты человека и животного, либо человека и мертвеца. Встреча с таким персонажем символизирует переход героя в иное состояние, в иной мир.
Один из ярких примеров героя пограничника – баба Яга, древняя старуха с костяной, мертвой ногой. Встретив героя, она предлагает ему отведать пищи и попарится в баньке – отбить запах живого тела перед входом в не слишком дружественный иной мир. Избушка же на курьих ножках, так же сочетая в себе черты обоих миров, может повернуться передом по любую сторону жизни.

 


Иной мир

Иной мир волшебных сказок всегда вызывает у читателей множество вопросов: загадочная страна предстает то доброй, то злой, то красивой, то жутковатой, то гостеприимной, то опасной. И самое удивительно заключается в том, что среди волшебных существ, фей, эльфов и фениксов, в волшебной стране герой встречает жутковатых существ, сочетающих в себе черты живых и мертвых, а так же людей на земле давно умерших.
А разгадка заключается в том, что в древних сказках мир волшебный и мир мертвых были одним и тем же. Один из самых древнейших культов – культ поклонения душам умерших. Со временем души в фантазии людей принимали все новые обличия. И именно они со временем превратились в волшебных существ. Так, например, некогда воины забирали с полей битвы головы поверженных врагов, хранили их у себя дома и считали, что души пойдут вслед за ними и, при правильном обращении, будут помогать по дому. Из этого жутковатого обычая и появился милый и привлекательный волшебный герой – домовой.
Из подобных перевоплощений и родился разнообразный загадочный и жутковатый образ сказочной волшебной страны.

 


Туда - не знаю - куда

Один из самых известных сказочных архетипов. Для того, чтобы достичь важной цели, герой должен идти, не зная пути, заблудиться. Этот совершенно непонятный на первый взгляд мотив легко объясняется, если обратиться к древним языческим верованиям. Самые лучшие язычники – воины идут в бой почти не защищенными и объясняют это тем, что доверяют защите своих богов. Путь неведомо куда - что-то с родни позднему христианскому божьему суду. В случае если человек достоин найти, доверяя своим богам, а не картам именам и направлениям, он непременно найдет.
Тем более что любое царство – замок – место, искомое таким методом, отделено от мира рекой с тонким мостом, бесконечным полем, или непроходимым лесом. Проход через все подобные препятствия в язычестве символизировал переход в иной мир, куда без помощи богов по обычным земным дорогам пройти нельзя.

 


Путешествие героя (по В. Проппу)

Изучая сходства в сказках разных народов, в том числе никогда не соприкасавшихся друг с другом, русский ученый В. Пропп разработал целую теорию о происхождении сказки от древних обрядов.
Пожалуй, самый распространенный сказочный мотив - поход героя туда-не-знаю-куда, в некое несуществующее царство, где он находит то, чего нет на земле. Опираясь на то, что в подобных сказках герой всегда молод, а возвращаясь из путешествия, получает право жениться или наследовать имущество и титул, Пропп предполагает, что основа этой сказки – древний языческий обряд посвящения мальчика в мужчины. Подробнее изучая подобные обряды разных народов, Пропп убедился в своей правоте.
Обряд заключается в том, что прошедший определенные испытания, в том числе испытание болью, мальчик отправляется в некое ритуальное место, изображающее мир иной, проводит там ночь, а сутра возвращается перерожденным. Похожие обычаи в Европе просуществовали до появления христианства, а кое-где в мире существуют и до сих пор. То же происходит и в сказках: проходя определенные испытания, герой попадает в неземное царство – царство волшебное и царство мертвых, и возвращается, получая новые способности, вещи и, конечно же, новый социальный статус.

 

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко