Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



Грааль - Символ


Так как миф рассказывает о деяниях сверхъестественных существ и о проявлении их могущества, он становится моделью для подражания при любом проявлении человеческой активности.
(Мирча Элиаде)
Ни что, однако, не влекло его с такой силой, как высокий светло-голубой цветок с большими сверкающими листьями, окропленными родником. Вокруг пестрело неисчислимое множество других цветов (...) Но ничего не замечая, созерцал он лишь голубой цветок.
(Новалис ‘‘Генрих фон Офтердинген»)

Мы уже рассмотрели легенды о короле Артуре, как рассказ об исторических событиях, рассмотрели их, как рассказ о событиях сакральных, а так же, как рассказ о пути очищения души. Нам осталось рассмотреть всего один аспект. Нельзя точно определить, когда у ученых возник этот вопрос, но он возник давно и на наш взгляд, дал множество интереснейших ответов. А что если Грааль – не вещь? Не Чаша и не камень. Что, если Грааль – идея? Или какое то понятие: перерождение, знание, счастье? Тогда вся легенда может приобрести абсолютно иной смысл. С этой точки зрения, на миф об Артуре смотрели многие исследователи, англичанин Барбер, француз Лассаль и другие. Чтобы дать понять, о чем именно мы говорим, мы представим здесь одно из таких исследований, предложенное русским автором Антоном Платовым.
Платов рассматривает только путь рыцаря к замку Грааля. С помощью интересных сравнений с легендами других стран, автор показывает, что рыцарь Грааля – Персиваль просто образ, а не человек. Миф, считает автор, это история о том, как должно быть, пример к которому нужно стремиться. Так, Персеваль подобен Тесею, побеждающему минотавра, Ивану, побеждающему кощея на реке смородине. Герой слышит некий зов, в нашем случае видит Грааль, и, следуя этому зову, отправляется в путь. Идти нужно обязательно не зная дороги, вспомним хотя бы ‘‘туда не - знаю куда’‘ из Русских сказок. Перед достижением цели герой обязательно проезжает густой лес, огромное поле, или проходит по мосту. Чаще всего используется последнее, мост, тонкий, как иголка, ‘‘мост-лезвие’‘. Мы уже упоминали выше, что и густой лес, и бескрайнее поле, и тонкий мост, в представлении язычников, символизировали проход в мир мертвых. Следовательно, наш герой Персеваль – Тесей – Иван в пути туда не знаю куда, заблудившись, находит то, что ему нужно, переход в иной мир, смерть. Но все же не совсем смерть. Перед проходом по мосту-лезвию, герой побеждает некоего врага. Враг часто обладает некоторыми чертами героя: они могут любить одну и ту же женщину, как в примере с кощеем, могут быть кровными родственниками. Платов утверждает, что этот бой – символ встречи героя с самим собой, победы над самим собой. Победив себя, герой переходит в мир иной. Но герой не умирает. Также как Один, провисев на дереве до самой смерти, воскрес более прекрасным и сильным, чем был, также как Талиесин был проглочен страшной колдуньей и вновь рожден ею великим поэтом, также, как Христос, снятый с креста воскрес совершенным, герой возвращается в мир переродившимся. Таким образом миф о Граале, как и множество других символизирует перерождение. Мирча Илиаде писал: ‘‘Повсюду мы встречаемся с таинствами инициации, и повсюду, даже в самых архаических обществах, они включают символизм смерти и нового рождения’‘.
Как мы видим из этого исследования, Грааль не является больше вещью. Он – перерождение, его ищут герои мифов всего мира.
Грааль стал символом, но, как мы уже писали выше, что именно он символизирует можно угадывать до бесконечности. Мы попробовали провести собственное исследование и вот, что мы получили. Легенда об Артуре принадлежит сложному времени, когда вся Европа принимала новую религию, христиане проповедовали свое учение, а колдуны и барды уходили в леса. Во всех легендах об Артуре также борются языческие и христианские традиции. В итоге, побеждает именно христианство. Мы можем предположить, что миф об Артуре символизирует именно приход новой религии. Вспомним хотя бы Персеваля и его внутренний бой между змеем и львом. В доказательство этой идеи мы можем привести легенду о походе Артура в Аннуин за магическим котлом. Почитав несколько кельтских легенд, мы без труда узнаем, что Аннуин – не загробный мир, а мир довременный, мир, откуда выходит все сущее. Именно оттуда Артур выносит на землю Грааль. Из небытия приходит на землю новая религия.
Этим недлинным рассказом, мы показали, что, немного покопавшись в легендах, Грааль можно назвать символом чего угодно. Мы знаем одно, любой герой, ищущий Грааль, во время поиска не знает, что он ищет. Персеваль не решился задать вопрос. Грааль – ‘‘то – не знаю что’‘. И его история, история Грааля-символа, не кончилась в языческих сказках.
Не чаша и не Грааль, этот символ вечного безответного поиска неизвестно чего появляется в литературе все время. Роман Новалиса ‘‘Генрих фон Офтердинген’‘ начинается с того, что юноша видит во сне волшебный голубой цветок, от которого исходит такой чудный свет, что всю свою жизнь юноша не может забыть его, ищет этот самый цветок – первое явление Грааля. Встретив свою возлюбленную, Генрих видит в ней отражение голубого цветка – явление Грааля в Камелот. Но вскоре любимая погибает и чудо рассеивается. Долго еще Генрих скитается по свету, пока, наконец, не находит голубой цветок в поэзии. Поэзия его жизнь и отныне голубой цветок найден им и останется с ним навсегда – обретение Грааля. Здесь Грааль – любовь и поэзия.
Похожую ситуацию мы видим и в ‘‘Синей Птице’‘ Метерлинка. Дети отправляются на поиски синей птицы, для больной девушки – ее болезнь – желание быть счастливой. Дети не знают, где искать синюю птицу и путь их лежит через страну умерших и страну не родившихся – смерть и перерождение. Как и Грааль, птица не может остаться на земле, и, явившись один раз, навсегда улетает. Здесь Грааль – счастье.

 

кораблик Наркль

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко