Сказочные миры

«Чтобы исцелиться от времени, следует вернуться назад и слиться с началом мира» (М. Элиаде)

Rambler's Top100



Герой пограничник (по В. Проппу)

Согласно теории В. Проппа путешествие героя классической сказки туда-не-знаю-куда, является символом обряда перерождения, путешествия на тот свет и возвращения обратно. А, следовательно, встречаемые героем существа принадлежат либо первому, обычному миру, либо миру мертвых. Пропп утверждает, что к последнему миру относятся все волшебные существа: говорящие звери, драконы и т.д. Чтобы понять, почему следует ознакомиться с теорией происхождения сказочных существ.
Но есть и еще один вид персонажей – герои-пограничники, относящиеся и к одному миру и к другому. Такие персонажи всегда сочетают черты человека и животного, либо человека и мертвеца. Встреча с таким персонажем символизирует переход героя в иное состояние, в иной мир.
Один из ярких примеров героя пограничника – баба Яга, древняя старуха с костяной, мертвой ногой. Встретив героя, она предлагает ему отведать пищи и попарится в баньке – отбить запах живого тела перед входом в не слишком дружественный иной мир. Избушка же на курьих ножках, так же сочетая в себе черты обоих миров, может повернуться передом по любую сторону жизни.

 


Путешествие героя (по В. Проппу)

Изучая сходства в сказках разных народов, в том числе никогда не соприкасавшихся друг с другом, русский ученый В. Пропп разработал целую теорию о происхождении сказки от древних обрядов.
Пожалуй, самый распространенный сказочный мотив - поход героя туда-не-знаю-куда, в некое несуществующее царство, где он находит то, чего нет на земле. Опираясь на то, что в подобных сказках герой всегда молод, а возвращаясь из путешествия, получает право жениться или наследовать имущество и титул, Пропп предполагает, что основа этой сказки – древний языческий обряд посвящения мальчика в мужчины. Подробнее изучая подобные обряды разных народов, Пропп убедился в своей правоте.
Обряд заключается в том, что прошедший определенные испытания, в том числе испытание болью, мальчик отправляется в некое ритуальное место, изображающее мир иной, проводит там ночь, а сутра возвращается перерожденным. Похожие обычаи в Европе просуществовали до появления христианства, а кое-где в мире существуют и до сих пор. То же происходит и в сказках: проходя определенные испытания, герой попадает в неземное царство – царство волшебное и царство мертвых, и возвращается, получая новые способности, вещи и, конечно же, новый социальный статус.

 


Персеваль (Парцифаль, Перлесво)

Персеваль
Рыцарь, избранный Граалем. Воспитывался своей матерью в глухом лесу и почти не видел людей. В шестнадцать лет впервые увидел рыцарей и принял их за ангелов. Узнав, что они просто люди, возжелал стать рыцарем, и после многих приключений, чуть простоватый, но смелый юноша был посвящен в рыцари. Был влюблен в прекрасную и чистую девушку Бланшефлер.
Вместе с другими рыцарями был призван на поиски Грааля, одним из первых достиг замка короля Рыбака, и оказался одним из достойнейших. Но он слишком долго мечтал стать рыцарем, чтобы изменить кодексу и задать мучавший его вопрос о природе Грааля. После долгих скитаний, спустя много лет уже зрелым человеком, Персеваль возвращается в замок короля Рыбака, понимает, что Грааль несоизмеримо важнее рыцарей и самого Камелота, задает вопрос и, излечив короля, становится наследником Грааля. Больше он не вспоминает об Артуре, не возвращается в Камелот и не принимает участия в последней битве. После смерти покровителя, Персеваль вместе с Бланшефлер забирают Грааль и навсегда увозят его с земли, на волшебный остров Авалон. Там они живут долго и счастливо, и у них рождается сын Лоэнгрин, который позже вернется на землю и напомнит людям о чудесах Грааля.

 

кораблик Наркль

Фото и текст Анны Стригановой. Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия автора.
Разработка сайта: Дмитрий Шевченко